Авторская и издательская доли: как выплачивают роялти в странах Европы и Северной Америки

Тенденции развития механизма сбора роялти за использование объектов права интеллектуальной собственности стремительно набирают обороты. Так, в западном мире (страны Европы и Северная Америка) уже давно существуют такие понятия, как авторская доля (autor’s share) и издательская доля (publisher’s share). А мы разберем разницу между этими понятиями, систему сбора и выплаты роялти в западном мире.

В странах Европы и Северной Америке структуру прав на песню воспринимают несколько проще, чем, например, в Украине, а именно принято разделять такую ​​структуру песни условно на 2 части:

  1. Композиция – то есть непосредственно музыка и/или текст песни;
  2. Основная запись – запись, на которой находятся непосредственно исполнение голосом такой песни и запись фонограммы такого исполнения.

В этой статье нас интересует композиция и 2 вида выплат роялти, начисляемые за использование песни, а именно: роялти за исполнение (performance royalties), когда происходит так называемое живое (live) исполнение голосом и/или игра на музыкальных инструментах композиции и механические роялти (mechanical royalties), когда композицию воспроизводят на материальном носителе и/или воспроизводят в цифровом виде.

При этом роялти за исполнение песни делятся также на 2 вида: доля автора (writer’s share) и доля издателя (publisher’s share). Эти доли также пропорционально процентам прав на композицию и выплачиваются: 50% и 50% соответственно. Например, если роялти за исполнение песни составляет 100$, то из них 50$ выплатят владельцу доли автора (то есть самому автору текста и/или музыки), а еще 50$ — выплатят издателю, как владельцу этой доли прав на песню.

Как разграничить долю автора и долю издателя?

Доля автора — это процент прав на созданную автором композицию, которая всегда будет принадлежать автору. Такую долю прав нельзя отчуждать (передать), она остается за автором и выплачивается только такому автору. Доля автора возникает с момента создания композиции.

При этом важно запомнить, что такая доля автора не возникает тогда, когда композицию материально воспроизводят или воспроизводят в цифровом виде – это не связано. То есть, нельзя получить вознаграждение доли автора по «механическим роялти» (права на механическое воспроизведение композиции). Так называемые, «механические роялти» не делятся на writer’s share (доля автора) и publisher’s share (доля издателя) – существуют «механические роялти» только в части publisher’s share.

Доля автора напрямую выплачивается такому автору местными организациями коллективного управления.

Доля издателя – это процент собранного вознаграждения за права по поводу созданной композиции, который возникает у автора и существует у автора до тех пор, пока такой автор не подпишет договор о передаче прав с издателем.

Например, если автор записал песню и не имеет никакого контракта с издателем (условный лейбл), то именно автор будете считаться издателем своей композиции до того момента, пока у автора не будет налажена работа с издателем (т.е. не будет подписан договор о передаче прав). Такие организации коллективного управления, как GEMA – в Германии или SACEM – во Франции будут собирать publisher’s royalties (долю издателя) и выплачивать автору напрямую до момента, пока автор не заключит соответствующий договор о передаче прав с издателем.

Если автор подписывает договор о передаче прав с издателем, то издатель будет получать роялти в части издательской доли (publisher’s share), а также процент собственной комиссии за то, что провели работу по сбору и выплате такой доли автору.

Относительно расчета суммы роялти в части издательской доли (publisher’s share). Так, например, если по договору с издателем определена комиссия за сбор и распределение средств автору в части издательской доли в размере, например, 15%, а роялти за использование песни составляют условно 100$, то автор получит вознаграждение в размере 50$ (авторская доля ) и другие 50$ (доля издательства) будут выплачены за минусом комиссии издателя (15% = 7,5$) и составят 42,5$. Вознаграждение, которое получит автор будет составлять 92,5$, а издательство получит 7,5$ – которое и составляет комиссию издателя.

Важно то, что некоторые такие организации коллективного управления (в зависимости от вашего места регистрации) могут требовать заключения договора о передаче прав между автором и издателем, чтобы именно издатель собирал publisher’s share (долю издателя) и получал процент за собранные роялти по правам за композицию .

В Украине пока таких понятий, как авторская доля (writer’s share) и издательская доля (publisher’s share) в законодательстве нет, поэтому издатели (лейбли, правообладатели и т.п.) получают свой процент полностью от всей суммы роялти, а не только от половины (доли издателя), что, к большому сожалению, только увеличивает карман самого издателя, а не автора композиции.

/ / / /