Авторское право в области моды или «модный» бизнес c авторскими правами?

авторское право, модаСначала справка для понимания основных терминов во время трактовки авторского права в «модном» бизнесе в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон):

автор — физическое лицо, которое своим творческим трудом создало произведение.

исключительное право — имущественное право лица, имеющего относительно произведения, исполнения, постановки, передачи организации вещания, фонограммы или видеограммы авторское право и (или) смежные права на использование этих объектов авторского права и (или) смежных прав только им и на выдачу только этим лицом разрешения или запрета их использования другим лицам в пределах срока, установленного настоящим Законом.

воспроизведение — изготовление одного или более экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которую может считывать компьютер.

имя автора — совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и др.

распространения объектов авторского права и (или) смежных прав — любое действие, с помощью которого объекты авторского права и (или) смежных прав непосредственно или косвенно предлагаются публике, в том числе доведение этих объектов до сведения публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к этим объектам с любого места и в любое время по собственному выбору.

 

Нарушение авторских прав в мире моды

И снова останавливаемся на вопросах именно нарушение авторских прав в мире моды, так как основания нарушения таких прав дадут нам исчерпывающий ответ, какие именно элементы нас будут интересовать для выявления и предупреждения таких правонарушений.

 

Итак, самым распространенным способом нарушения авторских прав в «модном» бизнесе является плагиат. Здесь речь идет, например, о модели одежды, которая была представлена ​​на показе несколько месяцев назад и пользуется спросом среди потребителей. Однако, есть только одна проблема — производитель такой модели не просто забыл у вас спросить о лицензионных условиях использования вашего произведения, но и утверждает, что данная модель одежды была разработана его дизайнерами и все попытки решить вопрос авторства мирным путем не заканчиваются для вас успехом. Вы теряете свою репутацию, авторство и прибыль на выплату Вам законных роялти, а недобросовестный производитель охотно пользуется Вашими творческими достижениями ради собственного обогащения. К сожалению, в «модном» бизнесе — такие случаи не исключение, а правило.

 

Причем, здесь речь идет не о концептуальном аспект создания модели одежды, фасон и тому подобное. Законодательно определено в п. 3 ст. 8 Закона, что правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении. Таким образом, техника вышивки, принципы вязания нетелей, методы построения выкроек — не являются объектами авторского права. Однако, метод кроя может быть и запатентован, тогда вступает в действие патентное право. Поэтому сама выкройка, инструкция по вышивке, схема вязания — это объекты авторского права, поскольку здесь используется творчество, авторский дизайн, авторская совокупность различных техник для получения творческого результата. Именно поэтому при использовании инструкции, использовании выкроек необходимо получить разрешение от автора.

 

мода и авторское правоКлючевое понятие авторского права — это продукт творческой деятельности. Конечный вид модели — это творчество, как основа авторского права. Использование петель, фасонов, их смешивания и сочетания фактур — это методы, способы или принципы, то есть все могут пользоваться указанными методами как и когда угодно для создания авторского произведения.

 

Произведения в «модном» бизнесе (модели одежды эскизы, выкройки и т.д.) непосредственно относятся к объектам авторского права в категории произведений изобразительного искусства и произведений прикладного искусства, в том числе произведений декоративного ткачества, керамики, резьбы, литья из художественного стекла, ювелирных изделий и т.п., если они не охраняются законами Украины о правовой охране объектов промышленной собственности в понимании положений ст. 8 Закона.

 

Исключением является только категория произведений народного творчества (фольклора), которые не имеют конкретных авторов и не являются объектами авторского права (т.е. художественные узоры простых геометрических форм, вышивальная символика и т.д.), но если создано определенную схему по вязанию, метод по сочетанию узоров, комбинирование и чередование таких узоров, то охране подлежит не отдельный узор, как объект народного творчества, а сама схема, комбинация, метод, воплощенные в объективной форме, имеют творческое решение и художественную ценность. Тем более, что по окончании срока охраны авторского права на произведение (схемы, методы, сочетание и т.п.), указанные объекты переходят в общественное достояние, то есть каждый может использовать любой такой объект без специального разрешения и выплат вознаграждения.

 

Если Вы хотите как автор обеспечить свою защиту и установить первенство по созданию определенного вида модельной одежды, используя материальное воплощение своей работы в виде эскизов, чертежей, готовых работ, то можете разместить фото модели одежды или сам эскиз в Интернете, пользуясь при этом собственными исключительными имущественными авторскими правами в отношении такого объекта. Это так называемое обнародование (раскрытие публике) произведения путем доведения до всеобщего сведения (публикация в Интернете), воспроизведение контента (наполнение). Соответственно, любые дальнейшие действия с этим фото, размещенным в Интернете без разрешения правообладателя запрещены.

 

Когда будет возникать спор об авторстве на произведения, использованные во время модных показов, то у вас будет указана уже дата размещения материалов в Интернете (на собственном сайте, на форумах), возможно на полиграфической продукции (в том случае, когда у вас есть договор с дизайнерской компанией и Акты приема-передачи эскизов или внешнего вида изделий с необходимыми реквизитами). Или еще к публикации в Интернете по адресу модного дома или конкретного лица-художника, можно направить заказное письмо или бандероль с уведомлением о вручении, где будет содержаться схема, описание, фото, на бумаге или в любой электронной форме материальное воплощение вашего объекта авторского права. Это письмо или бандероль необходимо не открывать, сохраняя в качестве доказательства на будущее в случае доказательства факта создания такого объекта ранее (в сообщении, пакете, письме, бандероли будет четко указана дата получения письма и отправки такого письма. Эта дата и станет вашей отправной датой для однозначного ответа относительно первичного авторства. Однако, если ваше произведение несколько подкорректируют, изменят, взяв за основу только идею, которая, как отмечалось выше, не подпадает под охрану как объект авторского права и является лишь сущностью, мнением, замыслом, представлением о будущем воплощенным в материальной форме произведением, то в таком случае это не будет считаться нарушением авторских прав.

 

Объекты авторского права охраняются сразу после их создания, не требуя дополнительной регистрации. И поэтому главная идея авторского права — объект получает охрану сразу после его создания. Критерием охраноспособности, если так можно выразиться, в авторском праве является следующее: творческая работа с обязательным объективным воплощением произведения — его фиксацию с помощью различных материальных носителей.

 

Также, анализируя вопрос однозначности того, что конкретный результат является объектом авторского права, автору следует помнить, что таков лишь тот результат, который достигнут творческим трудом. И не следует забывать, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности априори будут считаться созданные творческим путем. Здесь имеет место «творческая презумпция» относительно объектов интеллектуальной собственности.

 

И, конечно, важно, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что результат достигнут не творческим путем и не признавать его объектом авторского права. Поэтому создание из года в год новых моделей и демонстрациях их на показах, тренды, которые меняются по очереди, возвращаясь в прошлые эпохи, но с существенными корректировками в духе современности, подпадают под категорию объектов авторского права и поражают своей очевидной творческой составляющей хотя бы потому, что скомпонованы, объединенные в других схемах и комбинациях.

 

авторские права в модеНе следует забывать и о личных неимущественных прав автора, среди которых не последнюю роль играет неприкосновенность произведения. Содержанием этого критерия является недопущение без согласия автора внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, сопровождение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и другими объяснениями и тому подобное. Если при описании одежды, стилей, фасонов из модных показов, не будет отмечено никаких оригинальных изображений с самого показа, а фото сделаны вами лично или получены на основании лицензионных сборов, причем использование таких изображений будет в объеме, оправданном поставленной целью (согласно положений ст. 21 Закона), то выплата роялти является не обязательной, и знакомство с автором в суде вам не грозит.

 

В «модном» бизнесе принципиально актуальным является вопрос разграничения авторского права и права собственности на материальный объект, в котором воплощено произведение. В соответствии со ст. 12 Закона четко установлено, что если подрядчик — производитель одежды, которому по договору предоставил такое право по пошиву моделей владелец авторского права — заказчик (модный дом, компания-владелец торговой марки одежды), то созданные по авторским эскизам работы является лишь материальными объектами для производителя и авторское право остается за заказчиком. Другое дело, когда речь идет о выполнении по заказу и эскизов одежды, и пошив самой одежды. Здесь все зависит от профессионально составленного контракта в пользу автора с учетом всех особенностей законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

 

Сам же автор или правообладатель для оповещения о принадлежности ему исключительных имущественных авторских прав на произведение может воспользоваться знаком охраны авторского права — это его право, но не обязанность. Поэтому независимо от наличия или отсутствия такого знака охраны с указанием года первой публикации (обнародования, доведение до всеобщего сведения), автор не перестает быть автором произведения со всеми правами в отношении этого произведения в соответствии с действующим законодательством.

 

Но что делать на практике чтобы предупредить правонарушения или уже по факту возникновения такого, наказать нарушителя?

Теоретически процедура защиты авторских прав выглядит достаточно просто: нужно заранее позаботиться о доказательной базу, одновременно с предъявлением соответствующих претензий или непосредственно обращаться в суд, минуя досудебное урегулирование спора, если такое обращение не представляется возможным или недостаточно эффективным. Однако так просто все выглядит только в теории, а практика диктует свои законы, поэтому подготовиться надо соответственно. И одну из главных ролей играет квалифицированно составленная доказательная база. Прежде всего, следует обратить внимание на такие обстоятельства, как наличие авторских прав (приобретенных или имеющихся) и беспрекословного факта нарушения таких прав в объективном смысле.

Сто касается фактом наличия авторских прав и подтверждения вашего авторства (кроме, свидетельства о государственной регистрации объекта авторского права — художественного произведения), то доказательством в суде могут служить, например, показания свидетелей, которые должны явиться в суд и предоставить свои объяснения. Свидетели могут подтвердить, например, что именно эту модель одежды они видели у вас в мастерской или на показе в определенный промежуток времени. И, конечно, свидетели должны быть готовы к уточняющих вопросов: при каких обстоятельствах и где видели указанные модели, как они выглядят, хорошо ли они их разглядели, не спутали с похожими моделями одежды и тому подобное.

Однако, более убедительно выглядят письменные и вещественные доказательства. Опять же, исходя из специфики охраны авторского права в материально воплощенных объектах. К письменным доказательствам следует отнести: договоры, акты приема-передачи работ, договоры на выполнение заказа, справки, деловая переписка, журналы с изображением моделей, документы об участии в выставках, конкурсах, соревнованиях различных уровней с изображением произведений автора, дипломы, награды, грамоты за создание произведений, телеверсии модных показов, записи на других электронных носителях и многое другое. Вещественными доказательствами следует считать мини-модель одежды, предыдущие выкройки, черновые (промежуточные) варианты, отдельные детали одежды. Главной задачей перечисленных видов доказательств является обязательное указание вас автором, причастность к созданию произведения и (или) участие в его создании. А дальше, если не достигнуто мировое соглашение, судебные процессы с соответствующими требованиями компенсации, возмещения материального и морального ущерба, учитывая степень нарушения прав.

 

бизнес, мода, авторские праваИ, конечно, событием в защите авторского права на мировом уровне стал судебный спор в доме моды CHANEL. Известный модный дом вновь фигурирует в судебном споре о нарушении авторских прав — однако на этот раз уже в качестве ответчика. Неизвестная компания под названием «Мир трикотажа» обвиняет французскую марку в плагиате и подделке продукции ее производства.

Слушания по делам происходит в Торговом суде Парижа. Дело в том, что как отмечает истец, владелец компании «Мир трикотажа», в 2005 году дом CHANEL нарушил все договоренности, разорвав контракт с указанной компанией, а затем использовал в коммерческих целях одну из разработанных фирмой моделей одежды. Узнал об этом истец случайно, когда его представители заметили знакомый мотив одежды в витрине магазина в Токио.

Адвокат модного дома CHANEL прокомментировал данные обвинения, как нетипичный факт предъявления претензий по производству контрафактной продукции. Известны модные дома считают, что именно им принадлежат исключительные имущественные авторские права на всю продукцию, которую производят их подрядчики и впервые нашелся оппонент, который выступил против такой обычной практикой.

Остается только надеяться, что в доме CHANEL все же присутствуют соответственно оформленные регистрационные документы об авторских разработах и договоры о передаче исключительных имущественных авторских прав от подрядчиков. Ведь известным фактом в авторском праве является тезис — кто первый, тот автор, и договор исчерпывающе определяет между сторонами перечень и объем передаваемых прав с указанием сроков, выплат и других существенных условий для этого вида договора. А за причиненные убытки истец «Мир трикотажа» требует компенсацию в размере нескольких миллионов евро, которую модный дом CHANEL не признает и пытается опровергнуть ложные, по его мнению, обвинения в плагиате.

Мода в авторском праве или авторское право на моду — это не вопрос, а норма работы в сфере интеллектуальной собственности. И если решение этого вопроса очевидно только для одной из сторон и не подкреплено соответствующими документами, то бремя ответственности по установлению факта нарушения будет находиться не в мастерских дизайнеров, а в судебных кабинетах.

/

X