Актуальные вопросы монтажа в фоноскопической экспертизе

Фоноскопия — это вид специальных исследований в криминалистике, изучающих след звука. Фоноскопия голоса человека позволяет установить социальные характеристики лица, которое разговаривает (образование, профессию, уровень культуры); эмоциональное состояние (покой, возбуждение, тоску); регион формирования устной речи (диалект, акцент); физические (биологические) характеристики (пол, возраст рост); психофизиологические особенности (отклонение от нормы при различных заболеваниях) и способы произношения (чтение, декламация, спокойная речь), а также примерный образ лица, которое разговаривает. Фоноскопические исследования помогают в идентификации личности.

В истории фоноскопии можно выделить три важных этапа:

  • изобретение приборов записи и воспроизведения звука;
  • изобретение приборов для визуализации устной речи;
  • перенос характеристики звука с исходной (материальной) в цифровую (компьютерную) форму.

Ключевым этапом развития фоноскопии стало изобретение прибора, который позволил увидеть речевой сигнал в форме, которая ярко отобразила артикуляцию и голос лица говорящего. Именно с изобретением такого устройства, вторая половина слова «фоноскопия» стала реальностью. В течение 20-30-х годов XX века во времена значительного оживления в научном мире, ученые разных стран предлагали множество вариантов визуализации речевых сигналов. После длительных испытаний и естественного отбора лучшего способа, к концу второй мировой войны был изобретен прибор, факт существования которого долгое время хранился в тайне в силу его военного значения. Только в ноябре 1945 года в еженедельном издании «Science» в статье «Видимые образы звука» Ральф Поттер впервые приоткрыл завесу секретности над новым инструментом, который был разработан сотрудниками компании «Bell Telephone Laboratories». Сначала его называли звуковым спектрографом, но позже за ним закрепилось другое название — «сонограф».

Фоноскпия не ограничивается в криминалистике только вопросами идентификации речи человека. Это основной, решающий вопрос, но он обычно всегда влечет за собой решение ряда других вопросов, среди которых чаще всего встречаются следующие:

  • исследование признаков монтажа магнитной фонограммы
  • исследование признаков копирования фонограмм
  • идентификация магнитофона с магнитной фонограммой
  • диагностика и идентификация окружающей акустической среды звукозаписи
  • повышение разборчивости речевого сигнала, искривлений импульсными шумами или посторонними звуками.

Говоря о проблеме автоматического решения задач, которые стоят при идентификации лица по произношению, следует отметить следующее. Предусмотреть в алгоритмической схеме исследование сигнала все нюансы, начиная с технических особенностей качества фонограммы и заканчивая умышленным искажением голоса лица, которое говорит, к сожалению, даже наше время почти невозможно. Поэтому основным действующим лицом в решении вопроса был, есть и, учитывая имеющиеся факторы, и будет оставаться высокообразованный и хорошо профессионально подготовленный эксперт-фоноскопист. Рассматривая и внимательно исследуя речевой сигнал со всех сторон с помощью мощных современных компьютерных технологий, только такой експерт-фоноскопист может правильно (без ошибок) решить все основные задачи фоноскопии.

Вот и снова, казалось бы, вопросы поверхностного значения, но с какими серьезными теоретическими и практическими противоречиями, личностями и коллизиями. Поэтому, чтобы выяснить в каком направлении следует двигаться и какие принципы лежат в основе, обратимся к собственному профессиональному анализу.

Следовательно, при рассмотрении уголовных и гражданских дел, где вещественными доказательствами выступают материалы видеозаписи, следователю или судьям необходимо определиться относительно их достоверности. С этой целью перед экспертами ставятся вопросы об установлении оригинальности фонограмм и не поддавались ли каким-либо изменениям при записи или после нее. Некоторые проблемы данной экспертизы, которые лежат как в методологической, так и в технической плоскостях, мешают правильной оценке следователями или судьями выводов экспертов. К этим вопросам относится исследования фонограмм видеозвукозаписи на предмет монтажа, одного из наиболее изученных типов изменения свойств фонограмм с помощью технических средств. В чем заключаются недоразумение?

  1. С методологической стороны некоторыми специалистами само понятие «монтаж» определяется как «искусственный (преднамеренный) подбор информации в определенной последовательности на магнитной фонограмме, заключающийся в удалении, добавлении или перемещении отдельных фрагментов записи». Такая точка зрения вообще присуща в основном следователям, судьям, адвокатам, то есть неспециалистам по техническому исследованию монтажа, и включает в себя правовой признак (оценку) — определение «искусственный (преднамеренный)». Тем самым они необоснованно снимают с себя обязанность дать юридическую оценку исследованному экспертами факту. Несомненно, понятие «монтаж фонограммы» и «фальсификация фонограммы» не тождественны, даже с юридической точки зрения.

Бывают также случаи отказа экспертов в решении вопроса монтажа, так как оно, с их точки зрения, требует установки преднамеренности действий с первоначальной фонограммой. Но экспертиза существует не для того, чтобы дать юридическую оценку, а чтобы установить способ и технические условия изготовления фонограммы, внесения в нее изменений. Поэтому необходимо ввести в научный и практический обиход такое понятие «монтаж», которое бы позволяло решать экспертные задачи без «выхода за пределы компетенции» данной экспертизы. А в экспертной практике Киевского НДИСЕ применяется следующее определение: «Монтаж фонограммы — процесс объединения с помощью технических средств отдельных частей фонограммы в единое целое с нарушением непрерывности и последовательности отображения окружающей среды».

Но любые изменения свойств фонограммы во время ее записи и после нее можно охватить этим понятием. Например, фильтрация звукозаписи определенно не является монтажом. Таким образом, главным признаком монтажа фонограммы является образование целого из частей.

  1. С технической стороны монтаж делится на три основных вида: механический, электронный (аналоговый) и цифровой (дискретный).

Механический монтаж — объединение фонограммы из частей путем механического соединения частей ее носителя (склеивание частей магнитной пленки), достаточно подробно описан в литературе, устанавливается на уровне визуального и магнитооптического контроля. Здесь следует лишь заметить о принципиальном отличии записи смонтированного механическим способом от записи, выполненной на смонтированной пленке-носителе.

Под электронным монтажом понимается объединение фонограммы из частей аналогового (непрерывного) отображения информации об окружающей среде, то есть аналогового сигнала. На сегодня наиболее распространенным является нарушение непрерывности и последовательности формы магнитных полей или воспроизводимого электронного сигнала. Поэтому определение таких признаков возможно на уровне контроля непосредственно магнитных полей с помощью магнитооптических методов или контроля выходного сигнала с помощью органолептических и спектральных методов.

Здесь могут применяться не только компьютеры, но и цифровые диктофоны, мини дисковые магнитофоны, автоответчики с памятью и тому подобное. Поскольку информация может быть записана сразу в цифровом виде в память и оттуда извлекаться и обрабатываться с целью монтажа, то возникает вопрос разработки эффективных методов его исследования. В этом направлении была проведена постановочная научная работа специалистами Харьковского НДИСЕ, но вопрос разработки методики остался открытым.

Наилучшим образом звуковая информация может обрабатываться с помощью компьютера, причем для этого необходим обычный ПК со звуковой платой и довольно распространенными программными пакетами по обработке звука. При этом звуковые образы могут быть изменены, наложенные другие звуки, добавлен звуковой фон, создана заданная не звуковая среда со своими частотными характеристиками, реверберация и тому подобное. Кроме того, затем смонтированная фонограмма может быть переписана на магнитный носитель, создав таким образом иллюзию того, что материал сразу записывался на нем. Такой монтаж, который может маскировать свои признаки, уже доступен массовому пользователю компьютерной техники с некоторыми навыками по обработке звука и безусловно станет актуальным в ближайшее время.

Если экспериментальные образцы получить невозможно, как материал для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, разговоров, где лицо проверяемого заставляют произносить определенные слова и выражения, такие записи можно делать, например, при проведении следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда делалась эта звукозапись, какое оборудование для этого использовался и какое его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи. К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На решение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

  • сколько человек участвовало в разговоре на фонограмме;
  • есть ли речь, представленная на фонограмме, свободной или ее фрагменты заученные, прочитанные или свободные;
  • какое дословное содержание текста: какой смысл неразборчивой записи на представленной фонограмме;
  • источники и характер звуков, сопровождающих основную запись; какой была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т.п.);
  • является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой (первой, второй и др.);
  • содержит фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры);
  • какой тип магнитной ленты использовался; использовалась для записи новая или та, что раньше уже имела запись;
  • подвергалась ли представленная ​​фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и др.), а если да, то какая ее часть смонтирована; есть признаки других изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания; или одновременно производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограммы;
  • изготовлена ли ​​представленная на исследование фонограмма на одном или разных звукозаписывающих аппаратах;
  • на магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне) какого типа, марки, класса, страны-производителя осуществлена данная магнитная запись, микрофон какого типа использовался для проведения звукозаписи;
  • установлены ли какие-либо неисправности, судя по записи, звукозаписывающего аппарата или микрофона и какие именно; и не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса;
  • какой технический уровень навыков изготовителя фонограммы;
  • в какой местности формировалось устная речь и в каких возможных местах длительно проживала лицо, речь которого записана;
  • какой пол, возраст, анатомические особенности речевого аппарата, физические и психические характеристики личности, речь которой представлена ​​на фонограмме;
  • какие особые социальные характеристики личности (уровень и образование, развитие, интеллект, уровень культуры и т.п.), речь которого представлена ​​на фонограмме;
  • эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи.

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы: 1) принадлежит ли зафиксированная в фонограмме устная речь данному лицу (лицам), какие фрагменты звукозаписи к каким  лицам относятся: 2) изготовлена ли ​​данная фонограмма на представленном звукозаписывающему аппарате, или воспроизводилась она на каком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне); на каком из представленных магнитофонов (видеомагнитофонов, диктофонов), записывалась или воспроизводилась данная фонограмма; является ли она копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видеомагнитофон; 3) есть ли видеофонограмма №1 полностью или частично копией видеофонограммы №2; есть ли видеофонограммы №1 и №2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы № 3; 4) составляли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

Фоноскопические экспертизы уже перестали быть уникальными. В настоящее время они проводятся в государственных экспертных учреждениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Украины.

Для решения диагностических и идентификационных задач назначается международная экспертиза, успех которой во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта следователем и судом. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют его индивидуальные лингвистические и фонетические признаки. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать в первую очередь слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии языка или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка. При этом желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, а окна и двери помещения, где делался запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов, на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Для этого приглашают специалиста.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же фразы и слова, как и в исследуемой записи. При этом необходимо придерживаться тех же условиях записи, использовать ту же (по крайней мере аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при записи исследуемой фонограммы. В случае необходимости с оригинала могут быть выполнены копии и использоваться для более детального ознакомления и т.д. Это позволяет сохранить качество записи.

Если экспериментальные образцы получить невозможно, как материал для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, разговоров, где лицо проверяемого, заставляют произносить определенные слова и выражения, такие записи можно делать, например, при проведении следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда делалась эта звукозапись, какое оборудование для этого использовался и какое его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Не могу не заметить, что когда возникают в судебном порядке вопросы фонографической экспертизы, то решающим становятся следующие факторы: по ходатайству заинтересованной стороны определяется целесообразность проведения такого вида экспертизы; указания учреждения для проведения экспертизы и специального подразделения при его наличии по вопросам такого характера анализа; формируется перечень вопросов к эксперту или коллегиального экспертного органа; принимаются во внимание контраргументы другой стороны спора, которая при определенных указанных обстоятельств отказывается от такого способа получения доказательств, как экспертиза и предлагает альтернативные меры для формирования доказательной базы, ссылаясь на затягивание судебного процесса, опровергая удовлетворения судом ходатайства о проведении экспертизы; низким уровнем профессионализма экспертов в этой области; сложность предоставления однозначных выводов; отсутствие в экспертных учреждениях специального оборудования, позволяющее получить правильные объективные результаты в виде экспертного заключения и тому подобное.

При таких обстоятельствах, следует тщательно изучить предмет иска, претенциозные требования, заручиться значительной теоретической подготовкой по этому вопросу, получить консультации у специалистов, а также не помешает получить альтернативу в виде предварительного заключения от специалиста в этой области, которое нужно обязательно представить суду, приобщив его к перечню доказательств по этому делу. Такой вид доказательства не имеет решающего значения и принимается судом в понимании ст. 32-36 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, как одно из доказательств по делу. Однако, это существенно повлияет на теоретико-практическую подготовку, как судьи по делу, так и стремление стороны внести ясность и прозрачность во время слушания дела, вынесения решения по существу и отклонения или удовлетворения различного рода ходатайств от сторон.

/

X