Ремикс: авторское право или смежные права? Противостояние или согласование

Тема больше чем просто актуальна. Это противостояние продолжается уже давно и находит свое отражение в тезисах, статьях, докладах, практических консультациях многих юристов в сфере интеллектуальной собственности. Возможно, мое внимание никогда и не привлекла эта неоднозначность, если бы не жизненная ситуация — заказ клиентом договора о полном отчуждении прав на ремикс. А вот каких именно прав и что в ответ пришлось выслушать, это отдельная история, которая и стала рассказом в виде этой статьи.

Сначала, обратимся к определению понятия ремикса, как такового.

Итак, РЕМИКС (с английского — Re-mix) — это повторное или двойное смешивания; версия музыкального произведения, создается путем «смешивания», «перемешивания» нескольких частей первичной композиции, наслоения на нее различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности, ритма и тому подобное.

Техника ремикширования развивалась параллельно с совершенствованием звукозаписывающей аппаратуры. В дальнейшем появилось целое направление, компетенцией которого было получение новой аудио-продукции путем переработки на современном оборудовании музыкального материала, записанного в оригинальных студиях звукозаписи устаревшим способом. Это приводило к разработке новых сторон звучания и лучшего качества уже известных популярных произведений за счет последних достижений в технике обработки звука, новых эффектов и компенсации потерь качества при применении устаревших носителей и методов.

Позже, более широкое переосмысление этой задачи привело к выделению ремикширования, как отдельного творческого направления, целью которого является расширение, изменение, иногда противопоставление творческой задумки ремикса музыкального произведения первоочередному замыслу.

В основном, ремиксы пользуются спросом в так называемой поп-музыке (популярной музыке), где они сформировались как целое направление различных технологий ремикширования. Первые ремиксы — именно в качестве измененных версий оригинальных песен — были изготовлены в Ямайке в конце 1960-х годов. Современные танцевальные ремиксы берут свое начало с середины 1970-х годов, когда появилась потребность в более ритмичных и длительных по времени версиях современных песен для дискоклубов. Владельцы авторских прав часто делают разные ремиксы в различных современных музыкальных стилях и сегодня. Причем, довольно популярное сейчас направление развития ремиксов не в последнюю очередь продиктовано стремительным развитием современной техники и возможностей создавать неординарные шедевры из простых музыкальных произведений. С чем пока еще возникают проблемы, так это с получением разрешений на такие творения от авторов текста и музыки музыкальных произведений, как владельцев права на переработку, что и представлено в данном случае ремикшированием.

Ремиксы делают и сами авторы (владельцы авторских прав или владельцы первичного музыкального произведения) или специалисты по заказу авторов или правообладателей. Также ремиксы изготавливаются композиторами, музыкальными продюсерами, ди-джеями, или просто поклонниками музыки. Именно последняя категория лиц нашла свое творческое отражение в ремикшировании благодаря развитию компьютеров, которые помогают создавать ремиксы в домашних условиях.

Таким образом, ремикс — это не менее ценный продукт творческой работы ди-джеев, композиторов, музыкальных продюсеров, звукорежиссеров, который получил большое признание у публики и его создателей по-настоящему можно назвать героями нашего времени. Однако, значение термина ремикс не всегда воспринимают правильно, в результате чего иногда меломаны путают ремиксы с версиями.

Важным для охраны и защиты прав на ремиксы является предметное отличие ремиксов от миксов, мегамиксов, которая заключается в том, что микс состоит из различных музыкальных произведений, а ремикс с одного, то есть ремиксом считается взятая за основу одна музыкальная композиция, на которую могут накладываться различные сэмплы и эффекты в процессе чего возможны изменения скорости звучания и тональности звука, однако при этом сохраняется основная составляющая оригинального произведения. Но если в отдельно взятой песне происходит только перестановка инструментальных партий, припева, куплетов и т.д., то такой продукт нельзя назвать ремиксом, потому что это только версия песни. Такими наиболее распространенными версиями музыкальных произведений следует считать всем известны: Instrumental Version, Extended Version, Radio Version и тому подобное.

Основная концепция создания ремиксов в том, чтобы показать оригинальную композицию в другом отличительном виде или стиле, а также наделяет второй жизнью хиты, популярность которых снижается с годами. Но иногда даже несмотря на десятки лет — старые композиции выходят в новом формате (стиле) и снова завоевывают свою популярность на мировых танцевальных площадках. Даже можно встретить и случаи, когда «Ремикс преемники» оригинального трека — ремиксы, имеют гораздо большую популярность, так как превосходят оригинальный трек благодаря новому творческому подходу к композиции, звучанию, или в результате изменения основного музыкального стиля на более современный, — приобретают новую аудиторию слушателей. Именно поэтому в создании ремиксов прежде всего, заинтересованы музыкальные продюсеры, аранжировщики, владельцы авторских прав на этот музыкальный материал. Заинтересованы также и ди-джеи, которые таким способом демонстрируют свои творческие возможности, потенциал, создавая ремиксы для клубов, в которых они играют, для радиостанций, звукозаписывающих студий. В наше время современные компьютеры открыли возможность создавать ремиксы и миксы с помощью диджейских программ в домашних условиях, в результате чего в Интернете получили широкое распространение так называемые Promo DJ.

Ремикс, как и любой другой продукт творческой деятельности и объект интеллектуальной собственности, можно критиковать, причем иногда довольно жестко. Однако, создаваемый ремикс является результатом индивидуального творчества и рассчитан на аудиторию со специфическими музыкальными вкусами. Как один стиль в музыке сменяет другой, так и ремиксы приобретают различные стилевые расцветки, учитывая культурное и тематическое развитие в каждом отдельном временном промежутке. Происходит динамика развития в музыке, поэтому слушая микс или ремикс, следует акцентировать свое внимание на технические накладки во время сведения музыки, а если таковые отсутствуют, то этот продукт не заслуживает отрицательную критику.

Создатель ремикса перерабатывает определенным образом первичное (оригинальное) произведение и в результате чего создает производное произведение. Причем утверждать станет ли такое производное произведение полноценным музыкальным произведением довольно трудно, не имея даже представления о результате и потому, исключительно руководствоваться понятием ремикс на музыкальное произведение, является недостаточно корректным.

Авторские права у автора ремикса (именно авторские права, так как речь идет о создании оригинального звучания первичного произведения, а такая переработка дает основания считать о сущности авторства) возникают с момента создания производного произведения и не требуют обязательного заверения. Для возникновения и защиты авторских прав законодательством не требуется регистрация ремикса произведения или соблюдения иных формальностей (ст. 11 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Однако автор такого производного ремиксованого произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора первичного (оригинального) произведения. И достаточно внимательно следует отнестись к тому, что при создании ремикса само оригинальное музыкальное произведение по своей структуре, идейным выполнением т.д. меняется, нарушается его целостность, и само произведение видоизменяется. Автор первичного произведения может с такой переработкой не согласиться, так как автор первичного произведения обладает личным неимущественным правом, как право на неприкосновенность произведения и защиту своего произведения от искажений, перекручивания и тому подобное. Законодатель статьей 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» предположил, что не допускается без согласия автора внесение в состав его произведения изменений, сокращений и дополнений, сопровождение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями. При этом, автор вправе требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации, если они нарушены искривлениями или другими изменениями собственного сочинения (статьи 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Именно поэтому, необходимо, учитывая сказанное выше, получать согласие на переработку произведения у автора первичного музыкального произведения. Форма такого согласия представлена ​​Лицензионным договором с указанием всех существенных условий (цены за право на переработку, территорию использования, перечень передаваемых прав, срок и т.д.) в письменном виде. Несоблюдение установленной законодательством формы договора влечет за собой недействительность сделки, в результате чего права на переработку автор ремикса просто не получит (ст. 32 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Таким образом, вывод очевиден. Для передачи прав на ремикс необходимо подготовить Договор о передаче исключительных имущественных авторских прав на ремикс. Ведь автором ремикса является непосредственно создатель ремикса. Однако, использовать свой ремикс любым способом (в том числе размещая на своем сайте для бесплатного скачивания, так как это вид публичного воспроизведения, где доступ пользователи получают из любого места) автор ремикса не имеет права, если предварительно не получено согласие от авторов (музыки и текста) первичного музыкального произведения, а также, что крайне важно, исполнителей и производителей фонограмм, которые в целом именуются как правообладатели. Что в свою очередь, отвечает на следующий вопрос о расширении категории прав — как авторских, так и смежных. Это вытекает из сущности создания ремикса — переработки не только объекта авторских прав (музыкальное произведение, причем или музыка, или текст), но и объекта смежных прав (исполнение музыки, текста, а также запись исполнения — фонограмма). Право на переработку как один из исключительных имущественных прав автора, определено в ст. 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» дает все основания считать по аналогии права как автора, так и исполнителя относительно музыкальных произведений, как объектов интеллектуальной собственности.

Поэтому можно воспринимать ремикс еще шире, как способ создания производных произведений — переделок путем ремикширования, аранжировки, изменения и тому подобное. И соответственно автору ремикса принадлежат авторские права на ремикс, которые он может реализовывать, как и обычный автор произведения, с обязательным согласованием и соблюдением всех положенных по законодательству в сфере интеллектуальной собственности, авторских прав первичного (оригинального) музыкального произведения. Ремикс, если он создан законно, автор ремикса вправе использовать самостоятельно, по своему усмотрению, а весь доход от его использования автор получит единолично. Но если ремикс создан без заключения соответствующего Лицензионного договора в письменном виде с правообладателем оригинального произведения, то такой ремикс будет считаться незаконным и в случае его использования вопреки получению разрешений от автора первичного произведения, автор ремикса может быть привлечен к ответственности (как гражданско-правовой, хозяйственно правовой, или даже уголовной).

И, конечно же не помешает перестраховаться и позаботиться о надлежащих доказательствах собственной творческой работы во время отправления для ознакомления к потенциальным клиентам или студий звукозаписи, радиостанций и тому подобное. Поэтому отправлять ремикс лучше в несколько заниженных показателях качества, а также использовать ряд средств юридического характера: документальные подтверждения факта передачи на носителях с серийным номером авторского ремикса; пересылки по электронной почте и сохранения файлов; альтернативное сохранения произведения в домашних условиях или с использованием технических средств и т.д.

Также, когда речь идет о ремиксе, то большинство воспринимает ремикс как объект исключительно смежных прав, так как речь идет о фонограмме, которая является составной частью любого ремикса. Если в состав ремикса (возможно даже речь будет идти о попурри) вошли, как составные части, несколько фонограмм, то соответственно разрешение на такое создание и использование сплошного ремикса нужно получать у каждого из правообладателей таких фонограмм отдельно, заключая соответствующие лицензионные договоры. Причем, в данном случае, не следует путать составные части музыкального произведения, которые используются при создании ремиксов с цитированием таких произведений. Здесь несколько иная правовая природа создания и использования такого объекта права интеллектуальной собственности.

Итак, переработка, как вид имущественных прав автора, является одним из самых сложных способов использования результатов интеллектуальной собственности, так как она связана в первую очередь с рядом субъективных факторов — автор первичного оригинального произведения должен согласиться с тем, что его произведение будет изменено. Ведь переработка считается творческой деятельностью, так и лицо, осуществляющее такую переработку, считается автором переработанного произведения — отсюда и последствия, связанные с возникновением прав интеллектуальной собственности у автора переработанного произведения: авторские права, права на имя, смежные права на исполнение, фонограмму и тому подобное. А основными видами права на переработку можно назвать: аранжировка; ремикс, микс; перевод и тому подобное. Причем, самым сложным с правовой и творческой точки зрения является именно ремикс.

И в завершение статьи хочется еще раз акцентировать внимание на том, что именно ремикс является объектом авторского права, когда возникают все законные основания для этого. А также именно ремикс является и объектом смежных прав, при условии создания в результате записи ремикса фонограммы, исполнения, привлечения для выполнения третьих лиц и записи полученного продукта на студии звукозаписи. Здесь имеют место для отчуждения прав на ремикс два вида договора о передаче прав: смежных и авторских одновременно. Только при подписании и составлении таких видов договоров, можно говорить о комплексной передаче прав, управления и распоряжения этими правами в полном объеме.

Что нужно обязательно знать автору при переработке (создание ремикса произведения):

  1. Практически всегда автор первичного оригинального музыкального произведения хочет ознакомиться с результатами переработки, поэтому необходимо подготовить материал проведенной переработки первичного произведения (даже если это перевод текста, то представить на суд каждую строку переработанного текста).
  2. Если первичное оригинальное музыкальное произведение создано в соавторстве, то необходимо получать разрешения от всех соавторов отдельно, оформляя с каждым соответствующие договоры.
  3. Если во время подготовки материала используется оригинальная фонограмма, которая перерабатывается, то необходимо получить разрешение и у обладателей прав на фонограмму.
  4. Автор оригинального произведения может высказать свои пожелания или замечания относительно исхода переработки, а автор ремикса должен быть готов выслушать такие замечания и пожелания, воспринимая, принимая и обсуждая их. Автор может не согласиться с тем, что это переработка его произведения. Тогда можно говорить о создании нового произведения и регистрировать его как собственное оригинальное новое произведение, а не как производный объект авторского права.
  5. Разрешение на переработку может быть и не получено. Есть музыкальные произведения, авторы (потомки), владельцы прав на которые не выдают такие разрешения на переработку. Таких примеров достаточно много, что является исключительно субъективным отношением к творческому багажу конкретного автора или исполнителя музыкального произведения.
  6. Получение разрешения в определенной законодательством форме может продолжаться долго по времени, особенно когда речь идет о переработке зарубежного произведения.
  7. Переработка произведения в большинстве случаев не является бесплатной. На стоимость переработки существенно влияет степень признания произведения: чем произведение более известное и популярнее, тем больше стоимость на получение прав на переработку. Также следует быть готовым к тому, что автору производного произведения не выделяется доля от получения дохода от использования результата интеллектуальной собственности или эта доля будет весьма незначительной.

X