Каково на вкус авторское право: рецепты блюд и их охрана авторским правом


— Что будете заказывать, уважаемый?

— Спасибо за меню! Может Вы что-то мне посоветуете?

— Конечно! Вот, пожалуйста, это очень вкусное блюдо, да еще и авторским правом охраняется рецепт повара!

— О! Как интересно! Хорошо, заказываю!


 

Можете себе представить такой диалог в одном из украинских ресторанов? Мечта ли это для сферы интеллектуальной собственности! Лично я верю в расцвет авторского права в Украине настолько, что такие диалоги в ближайшем будущем станут обыденной ситуацией. И скорее наоборот, отсутствие зарегистрированного рецепта в соответствии с действующим законодательством в сфере авторского права, будет полной наглостью и безграмотностью для брендовых ресторанов. Поэтому, давайте попробуем на вкус авторское право и раскроем рецепт его защиты.

Наиболее волнующим вопросом остается правовая природа кулинарных рецептов. Кафедра ЮНЕСКО, готовя ответ о статусе такого объекта, исходит из того, что вопросы права интеллектуальной собственности в полном объеме относятся к сфере научной деятельности кафедры ЮНЕСКО, компетенция которой определена Соглашением об основании кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, подписанное в Париже Генеральным директором ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) от 12 июня 1998 года.

Исходя из доктринального толкования и правоприменительной практики, а также учитывая особенности национального законодательства, Кафедра ЮНЕСКО дала следующий юридический вывод:

  1. Чтобы правильно охарактеризовать правовую природу кулинарных рецептов, необходимо, прежде всего, определить круг нормативных правовых актов, которые должны применяться.
  2. В соответствии с законодательством, авторское право распространяется на литературные, научные произведения, произведения искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от применения произведения, а также от способа его выражения. Причем, авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме. Законодатель перечисляет виды объектов авторского права, указывая, в частности, литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарии, хореографические постановки, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.д. В то же время, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Эти нормы полностью соответствуют международно-правовым основам регулирования отношений в сфере авторского права, как они определены в Бернской и Всемирной конвенций.

Если говорить об определении природы кулинарных рецептов, руководствуясь указанными выше правилам, то, на первый взгляд, кажется очевидным, что они должны характеризоваться исключительно как некоторые способы приготовления блюд, а, следовательно, как объекты гражданского права, не являющихся объектами авторского права. Такие рецепты могут быть, например, объектами правоотношений, регулируемых нормами («Право на секрет производства (ноу-хау)»). Подчеркнем, что исключительное право на секрет производства действует только до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. Итак, опубликование кулинарного рецепта означает автоматическое прекращение режима коммерческой тайны, если таковое было установлен правообладателем в отношении такого рецепта.

Статья 505 ГК Украины Главы 46 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины), которая называется «Право интеллектуальной собственности на коммерческую тайну», предусматривает, что коммерческой тайной является информация, которая является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию. Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и иного характера, за исключением тех, которые согласно закону, не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну определено в статье 506 ГК Украины: право на использование коммерческой тайны; исключительное право разрешать использование коммерческой тайны; исключительное право препятствовать неправомерному разглашению, сбору или использованию коммерческой тайны; другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну принадлежат лицу, которое правомерно определило информацию коммерческой тайной, если иное не установлено договором.

Органы государственной власти обязаны охранять от недобросовестного коммерческого использования информацию, которая является коммерческой тайной и создание которой требует значительных усилий, и которая предоставлена ​​им с целью получения, установленного законом, разрешения на деятельность, связанную с фармацевтическими, сельскохозяйственными, химическими продуктами, содержащими новые химические соединения. Эта информация охраняется органами государственной власти также от разглашения, кроме случаев, когда разглашение необходимо для обеспечения защиты населения или не приняты меры по ее охране от недобросовестного коммерческого использования (ст. 507 ГК Украины).

  1. Изложенная выше характеристика правильно отражает правовую природу только самого рецепта, как способа приготовления блюд. Она не учитывает того, что изложение рецепта может быть результатом самостоятельной творческой деятельности. Элементы творчества могут появиться, в частности, в названии блюда, в описании процесса ее приготовления и т.д. Самый наглядный пример — изложение кулинарного рецепта в стихотворной форме. Очевидно, что в таком случае мы имеем дело с двумя объектами гражданских прав: собственно, с кулинарным рецептом, который не охраняется авторским правом, и с литературным произведением, в котором данный рецепт изложен и который является полноценным объектом авторского права. Итак, рецепты приготовления блюд сами по себе не являются объектами авторского права и могут свободно использоваться любыми лицами, например, для приготовления блюд. В то же время авторские тексты, содержащие изложение этих рецептов, и являются результатом творческой деятельности автора, должны рассматриваться как литературные произведения, полноценные объекты авторского права.
  2. Особого внимания заслуживают случаи, когда сами кулинарные рецепты являются результатом творческой деятельности, то есть состав, ингредиенты и / или способы их использования отличаются новизной. Хотя в подобных случаях кулинарный рецепт все равно не приобретает статуса объекта авторского права, однако авторско-правовой характер литературного произведения, в котором такой рецепт излагается, становится еще более очевидным.
  3. Следует обратить внимание на вопросы авторства произведений, в которых излагаются кулинарные рецепты. При отсутствии доказательств противного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Такой вывод вытекает из принципа презумпции авторства, которая признается международными конвенциями и украинским законодательством.

Авторское право охраняет только форму произведения, но не его содержание, поэтому рецепт подпадает под охрану только как литературное произведение. Например, если он будет опубликован в кулинарной книге или любая другая его материальная фиксация, вроде записи на бумаге или на видеокассете (с комментариями (устно во время приготовления; в титрах; синхронно на экране) или без них). Для того, чтобы обеспечить права на содержание рецепта есть несколько способов: получить на него патент (охрана благодаря праву промышленной собственности и расписать там технологию приготовления, способ и т.д.) или превратить рецепт в так называемое ноу-хау (засекреченное производство со специфическим сочетанием технологий), то есть хранить его содержание в тайне от третьих лиц. Например, как ноу-хау охраняются рецепты многих ликеров, напитки холдинга «Кока-кола», известного венского торта «Захер» и другие.

Если говорить о ключевых моментах защиты авторским правом рецептов, то обязательно следует отметить, что авторское право не защищает информацию об ингредиентах и ​​методы приготовления пищи и / или напитков. Поэтому не нужно будет получать разрешение на следование (соблюдение правил) рецепта во время приготовления блюд. Ведь, если посмотреть, как готовится определенная блюдо, затем записать перечень ингредиентов и метод приготовления своими словами, то такие действует не будут считаться нарушением авторских прав автора оригинального рецепта. Это яркая иллюстрация того, что творчество нельзя привязать исключительно к одному выражению и здесь имеет место само воплощение идеи, ее форма, сопроводительные элементы и творческий подход.

Но как все же авторское право влияет на защиту и охрану прав на рецепты? Можно смело утверждать, что авторское право защищает широкий спектр материалов, в том даже названия в составе определенных произведений, таких как письменное указание рецептов, где указываются описание типа и количества ингредиентов, способ приготовления данного вида блюда или напитка. Если речь идет о письменном воплощение рецептов, то следует выделить еще и отдельные объекты авторского права, которые вошли как составные части при создании литературно-художественного произведения — рецепта. Речь идет о художественном сопровождение рецептов: рисунки, фотографии, коллажи, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, видеограммы, логотипы и тому подобное.

Исключительные имущественные авторские права владельца (автора) рецептов несколько ограничены. Это продиктовано тем, что владелец исключительных имущественных авторских прав на рецепт не может помешать третьим лицам самостоятельно создавать блюдо, коктейль и т.п., или же запретить написать свое собственное описание (устное или письменное), создание того или иного кулинарного шедевра. Однако, автор или правообладатель вправе осуществлять контроль за соблюдением рецептуры и выполнением предписаний, указанных в письменном рецепте, который включает в себя следующее: 1) воспроизведения объекта авторского права (например, путем копирования, копирование вручную, сканирования, копирования цифрового файла или печати цифрового файла, видеокопиювання и т.п.); 2) передача, размещение, публичное сообщение объекта авторского права (благодаря Скайп-связи, сети интернет, факсимильной связи, в телефонном режиме, передача по электронной почте или теле-, ридио-, интернет-трансляция, размещение на интернет-страницах); 3) перевод объекта авторского права (точный или художественный перевод с учетом специфики происхождения рецепта и категории лиц для восприятия). Причем, иные права и способы контроля за соблюдением исключительных имущественных авторских прав на рецепт, формируются и отражаются в предмете договоров или лицензионных соглашений, в зависимости от характера дальнейшего использования произведения, и отражают их целевое назначение.

Авторское право, по общему правилу, как и в отношении других объектов, так и на рецепты, не охраняет: идеи (например, идея использовать синий сыр для мороженого, оливки для украшения салатов; фаршировки перца, помидоров, баклажанов) общую сопроводительную информацию (например, это касается списка ингредиентов для конкретного рецепта с учетом калорийности, качества продуктов, производителя, системы дозирования и веса) стиль, методы и технологии приготовления (при условии, если для способа не получен патент, который подпадает под охрану правом промышленной собственности) различного вида блюд — запекание овощей, копчения мяса или очищенного рыбы. То есть, можем сделать вывод: если будет написано собственное описание того, как сделать кулинарное блюдо — суфле или торт, то это будет восприниматься как литературное произведение и защищаться в общем порядке, определенном в законодательстве относительно такого объекта авторского права. И здесь не важно изобретены новые сочетания, комбинации или соотношение ингредиентов, или определенный уникальный способ приготовления или просто использованы уже известные в кулинарном мире методы.

Если же есть желание готовить блюда исключительно из определенным образом объединенных ингредиентов и / или благодаря разработанным методикам, то можно такую ​​информацию держать в тайне. Так как это сделали всем известные производители безалкогольных напитков «Кока-кола», которые рецепт приготовления держат в тайне от окружающих их конкурентов. Для этого, они засекретили не весь рецепт, а исключительно некоторые его ингредиенты, без добавления каких (так называемые ключевые составляющие) напиток не будет иметь того оригинального вида, вкуса и физико-химических свойств. Таким образом, если кто-нибудь сообщает другому лицу секретную информацию на конфиденциальной основе с документальным подтверждением такой инициативы, то другое лицо разглашает такую ​​информацию без соответствующих письменных разрешений, а владелец конфиденциальной информации вправе предъявить официальные претензии (речь идет даже и об исках в суд или обращение в правоохранительные органы) за нарушение требований относительно порядка использования информации, которая относится к конфиденциальной. Причем, для достижения успехов во внедрении и защите конфиденциальной информации, следует помнить о  следующем: условия конфиденциальности информации возникают по своему характеру; обязательства доверия стало известным и принятым во время раскрытия информации, или вытекает из контекста ее указания; имеет место несанкционированное применение или угроза применения такой информации третьими лицами. Конфиденциальность для сотрудников, как правило, оглашается при приеме на работу, оформляются письменным обязательством и регулируются внутренними системами контроля на каждом предприятии, где введены следующие нормы защиты от распространения секретной информации, которая стала известна при исполнении служебных обязанностей.

Несколько интересным является зарубежный опыт в вопросах защиты авторского права на рецепты, как произведения искусства. Ведь, если используются сопроводительные (отделочные) элементы к указанному рецепту, то они охраняются как отдельные объекты авторского права — фотографии, художественные произведения, видео, музыка и тому подобное. А вот сам рецепт, по немецкому законодательству, получает охрану только тогда, когда его текст имеет статус высокохудожественного, а не просто представляет собой инструкцию к исполнению. И если говорить о нашем национальном законодательстве, то Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) предусматривает следующие положения, вполне актуальные для рецептов, которые можно воспринимать как объекты авторского права, если они воплощены в материальной форме в виде литературного произведения. В ст. 8 Закона, где речь идет об объектах авторского права, частью второй предусмотрено, что охране по этому Закону подлежат все произведения, указанные в части первой этой статьи, как обнародованные, так и необнародованные, как завершенные, так и не завершенные, независимо от их назначения, жанра, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.д.). А часть третья ст. 8 Закона отмечает, что предусмотренная настоящим Законом правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении.

Когда мы говорим о рецептах, то в данном случае речь может идти не только о конкретно указанном рецепте, но и об оригинальном названии блюда, которое фигурирует в меню и влияет на выбор потребителя при осуществлении заказа. Поэтому, норма Закона, где речь идет об охране авторского права на часть произведения, указанная в ст. 9 предусматривает, что часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с настоящим Законом.

И, конечно же, невозможно обойти вопрос возникновения и осуществления авторского права, и презумпции авторства, которое раскрывается в положениях ст. 11 Закона, и свидетельствует о том, что субъект авторского права для засвидетельствования авторства (авторского права) на обнародованное или необнародованное произведение, факта и даты опубликования произведения или договоров, касающихся права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах. О регистрации авторского права на произведение Учреждением выдается свидетельство. За выдачу свидетельства уплачивается государственная пошлина, средства от уплаты которого перечисляются в Государственный бюджет Украины. Размер и порядок уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства определяются законодательством. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором воплощено (выражено) произведение, не может препятствовать лицу, имеющему авторское право, в его регистрации.

Все вышеуказанные нормы очень тесно переплетаются с характером осуществления, управления и организации по использованию в порядке, определенном законодательством Украины такого специфического объекта авторского права, как рецепты, выраженные в форме литературных произведений.

Актуальна проблематика переплетения формы и содержания произведения. Это одно из самых сложных и дискуссионных вопросов в эстетике восприятия произведений. Существует много научных исследований по данному вопросу, и каждый автор включает в данное понятие свое отношение, которое отличается от других, поэтому и единого мнения не достигнуто по этому поводу. Не может быть четкого разграничения формы и содержания в авторских произведениях, соответственно, не может быть такого критерия в юридической оценке объектов авторского права на предмет их соответствия. Подтверждением этого является судебная практика.

На мой взгляд, граница между не оригинальностью нотации и оригинальностью записей рецептов достаточно неуловима, поэтому и разницу проследить довольно трудно. Но на схожие моменты указать нельзя: авторы обоих изданий (если говорить, например, об авторе оригинальных рецептов с собственной кулинарной книгой и издательство, которое скомпоновало эти рецепты и выдало свой сборник кулинарных блюд) работали с материалом, который не ими был создан и не охранялся авторским правом. Определение правового статуса результатов проведенной ими работы следует делать с учетом комментариев о природе фактов и заранее заданных материалов (рецептов, нотных записей, информационных сообщений в прессе, баз данных и т.д.).

Разница между нотацией и составлением сборников рецептов в разграничении статуса рецептов в понимании юристов к описанию ситуации и после по делу с заимствованием оригинальных кулинарных рецептов одним автором у другого для издания сборника рецептов. До заимствования кулинарные рецепты существовали как набор ингредиентов, а после — получили статус художественного произведения благодаря оформлению фотоиллюстрациями и оригинальностью подачи автора. Но если сравнить отношение юристов и судебной практики в определении вопроса заимствования в музыкальных произведениях, то ситуация кардинально иная, чем в вопросе кулинарных рецептов. При определении сущности работы за нотной записью необходимо учитывать субъективный, творческий фактор при использовании даже исключительно технических средств, навыков, квалификации, ощущение и понимание музыки, ее воспроизведения. Проблематичным остается и определения оригинальности или не оригинальности создания текстов информационных сообщений, описаний приготовления определенного кулинарного блюда, ведь малейшая интонация, текстовый финт, видео сэмпл, оригинальная методика подачи уже способна претендовать на авторское отношение творца к своему продукту творчества.

X